Очарование Природы
Проектирование Динамика сада Ландшафтные путешествия Статьи и публикации Наши CD-диски Глоссарий ландшафтных терминов Праздник в саду Каталог растений Идеи для сада Декоративное освещение

Дорога без конца

Кто, где и когда впервые осознал значимость создания дорог – мы можем только строить об этом свои предположения, ибо ответ на данный вопрос таится в непостижимой для нас исторической древности. Действительно, даже в дикой природе существуют звериные тропы, по которым наши «меньшие братья» ходят, к примеру, на водопой или осуществляют циклы сезонных миграций. Что же говорить про человечество? Тропинки и дорожки, проторённые нашими далёкими предками в труднодоступных горных и лесных местах, были предвестниками самых первых шагов в накоплении этого опыта.

Короткие и длинные, прямые и извилистые, ровные и тернистые… Дороги, которыми мы пользуемся в реальной жизни, порой выбирать не приходится, точнее, приходится зачастую их попросту преодолевать. Может быть, именно поэтому, мы с таким вниманием и заботой относимся к дороге, ведущей к собственному дому, где дорожки и площадки, разделяющие пространство участка на определённые функциональные зоны, являются важнейшими декоративными элементами. Более того, они становятся не просто желанными, но в буквальном смысле незаменимыми при первых же признаках непогоды.

Понятно, что в сад, к дому или гаражу приятнее идти по чистому сухому покрытию, но, отнюдь, не утопать по щиколотку в воде или мутной жиже. Бытует мнение, что дорожки нужно сначала протоптать и только потом мостить. Это верно для обжитых участков, но только отчасти, и вот почему: дорожки – это не садовая мебель, которую всегда можно передвинуть, их устройство достаточно трудоёмко и дорогостояще. Поэтому, чтобы не сомневаться, что намеченные магистрали полностью удовлетворят потребности хозяина сада, всё-таки лучше сначала «протоптать» их на бумаге.

Кстати, когда будете проектировать на бумаге свои дорожки, не забудьте, что их ширину определяет не только функция, но и стиль, в котором обустроено пространство вокруг дома. Так, например, дорожка в классическом английском саду должна быть достаточно широкой, а в саду деревенского типа уместнее смотрятся узкие тропинки. Для садов же, оформленных в восточном стиле, весьма характерны петляющие дорожки, образующие асимметричный рисунок, в то время, как прямые «стёжки» с поворотами под углом хорошо впишутся в современный авангардный дизайн.

Садовые дорожки по праву считаются одним из основных элементов ландшафта.
Художественность и рациональность дорожек обеспечивается при их проектировании ориентацией на ряд правил:
– начертание в плане изгибов, поворотов и всей дорожно-тропиночной схемы должно соответствовать характеру рельефа;
– развилки не должны образовывать острых газонных углов.
– ширина дорожки должна соответствовать величине сада и назначению дорожки. При этом пешеходные дорожки могут быть достаточно узкими, но даже в маленьких садах они должны быть не уже 0,7-1,5 м. Если участок длинный, то его можно разделить поперечными дорожками.

Дорожки в маленьких садах лучше всего проводить вдоль периметра, в крайнем случае, разделяя газон диагональной дорожкой. Следует помнить, что дорожки служат соединительным элементом, благодаря которому все составляющие ландшафта (клумбы, беседки и так далее) приобретают вид гармоничной законченной композиции. Кроме того, дорожка сама по себе обладает ярким декоративным эффектом. В зависимости от формы, типа укладки и вида покрытия она может выгодно подчеркнуть особенности рельефа или, наоборот, сгладить его недостатки. 

Поскольку главное назначение любой садовой дорожки – максимальное соответствие своим функциональным задачам, то в прямой зависимости от этого выбирается и определённый размер дорожек, хотя, безусловно, непосредственное влияние на те или иные габариты оказывает ещё и сам размер земельного участка. Как правило, главная садовая дорожка берёт своё начало от ворот или садовой калитки. Её ширина должна позволять свободно разойтись встречным людям. При использовании дорожки в качестве подъездной необходимо учитывать размеры автомобиля, который будет по ней передвигаться. Расположение и размеры остальных дорожек могут варьироваться в зависимости от особенностей ландшафтного проекта, рельефа, образа жизни и пристрастий хозяина. Так, например, прямые линии дорожек идеально подойдут для регулярного сада, а петляющие тропинки – традиционный элемент лесного или восточного стиля.

Об удобстве того или иного вида дорожек нельзя говорить однозначно, однако её стиль должен соответствовать общему настроению и образу сада. Прямые дорожки помогают быстрее перемещаться, а мягкие линии располагают к прогулке медленным шагом. Кирпичная или клинкерная дорожка с продольным рисунком побуждают к динамике, а поперечные узоры, зрительно расширяющие мощение, как бы навевают неторопливое его созерцание. В свою очередь дорожка из досок, брусков, деревянных спилов и шпал сразу придаёт саду узнаваемый деревенский облик.

Садовая дорожка с первых шагов по ней задаёт тон, заявляя об общем стиле оформления дома и сада. И так как она является одним из самых долговечных и дорогостоящих элементов ландшафтного оформления, и её дизайн, способ изготовления и материалы должны быть тщательно продуманы и подобраны в зависимости от её назначения. Правильное сочетание всех факторов – материала, размера, вида кладки придаёт мощёной дорожке индивидуальность и оправдает затраты финансовые и веренные. Главное условие успеха – со вкусом продуманные детали и тщательное исполнение всей работы.

Чтобы очертания дорожки полностью соответствовали линиям чертежа, перед началом работ необходимо произвести разметку. Однако правильно выполнить эту задачу можно лишь в том случае, если участок будет должным образом подготовлен. В первую очередь следует расчистить почву – убрать с участка мусор, камни, остатки строительных материалов, выкорчевать пни, удалить сорняки. Газонную траву, если она слишком высокая, рекомендуется подстричь, в противном случае разметка будет плохо видна. Разметка прямой дорожки не представляет особой сложности. В первую очередь для этого нужно определить исходную линию: отметить точки, расстояние между которыми соответствовало бы ширине будущей дорожки, и зафиксировать их, вбив в землю деревянные колышки. Между колышками следует натянуть шнур, который будет означать основную линию дорожки.

Что касается изогнутых дорожек, то жизненная практика показывает, что всё-таки эти линии лучше всего “прочувствовать” непосредственно в реалиях. Для этого в некой исходной точке закрепляют конец гибкой рулетки (длиной не менее 50м) или толстой верёвки и “прокладывают” с её помощью дорожку, время от времени осматривая её со всех сторон, а если это возможно, то и с возвышения. Одновременно с этим нужно ещё просто по ней многократно “прогуляться”. Только после того, как все эти линии полностью устроят “в живую”, откорректированные контуры дорожки пробивают колышками, отсыпают их песком или делают отбивку траншейкой. Если же дорожка не предполагается быть везде одинаковой по ширине, то эффективней и лучше будет работать одновременно с двумя параллельными верёвками.

При выборе типа покрытия в первую очередь следует учитывать назначение дорожек, проездов, проходов, условия их эксплуатации, а так же экономические и эстетические требования. Как подсчитано, более 30% времени при ходьбе человек смотрит под ноги, поэтому тип и характер покрытия имеет существенное эстетическое значение; да и в создании гармоничных ландшафтных композиций декоративные качества покрытия (цвет, форма, величина элементов и их рисунок) имеют существенное значение.

В зависимости от материала декоративные покрытия можно подразделить на следующие основные типы:
- твёрдые покрытия (кирпич, клинкер, природный камень, бетон и другие)
- мягкие покрытия (гравий, трава, земля)
- покрытия из искусственных материалов (керамика, пластик, резина)
- покрытия смешанного типа

Твёрдое покрытие уже одним своим названием говорит о высокой прочности и практичности. Широкий спектр этих покрытий, существующий на сегодняшний день, позволяет эффективно решать проблемы мощения в смысле его функциональности и декоративности. К ним относятся следующие виды покрытий: асфальт, бетон, кирпич и клинкер, тротуарная плитка, булыжник, брусчатка, галька, плитняк, древесина.

Земля, трава, гравий гораздо мягче по сравнению с бетоном, камнем и кирпичом как на вид, таки на ощупь и, что немаловажно, дешевле. Ещё одно преимущество мягких покрытий в том, что дорожки из них можно легко перенести на другое место.

Гравий, вновь ставший популярным среди прочих мягких покрытий, широко используется сегодня для оформления любых стилевых садов, скверов, парков и различных зелёных зон индивидуального и общественного пользования. Другими словами – гравийная садовая дорожка отнюдь не безвозвратно забытое прошлое – это классика. Она может органично включать в себя и декоративные элементы из других материалов, поскольку хорошо сочетается с натуральным камнем, металлом, деревом, клинкерным кирпичом, бетонными плитами и многими другими.  

Грунтовые дорожки сделаны из грунта. В силу своей функциональности они плотно утрамбованы, на них не растут сорняки, потому что не успевают — их вытаптывают ногами. Это традиционные для деревенской глубинки дорожки, на которые там зачастую высыпают и золу, и окалину из печей, а также щепки, черепки и камешки, обнаруженные на огородных грядках или в клумбе палисадника. Со временем всё это превращается в твёрдую корку, которую может размыть далеко не всякий дождь. Устройство дорожек подобного типа вполне подходит для ландшафтного оформления укромных уголков сада, скрытых от посторонних глаз.

Что же касается травяных дорожек, то они в силу своей природной декоративности обладают способностью определённого эмоционального воздействия, на них всегда приятно взглянуть, а пройтись босиком по росе – это песня без слов! Нельзя только забывать об одном существенном недостатке: их нужно регулярно стричь. К сожалению, заросшая тропинка может придать всему ландшафту запущенный вид, даже если на самом деле сад таковым не является. Если у Вас нет времени стричь всю траву, делайте это хотя бы по краям. Не стоит устраивать травяных дорожек там, где много ходят: тропа может стать практически лысой, в особенности, если не посеять траву, устойчивую к вытаптыванию и не использовать возможность многократного снижения степени механических нагрузок, присущую газонным решёткам.

Комбинированное же покрытие – это сочетание характерных возможностей разнородных дорожных материалов, позволяющее превратить однообразную монотонность того или иного вида мощения в многоликое мозаичное звучание ландшафтной симфонии.

Даже если вы не верите в чудеса и вовсе не склонны к романтичным сантиментам, вам не устоять перед возможностью волшебного преображения вашего сада в ночное время. Декоративная подсветка способна совершить это буквально по мановению пальца. Да и в самом деле, можно ли допустить, чтобы красоту, созданную с таким трудом, поглотил ночной мрак?

Мировая практика показывает, что мощение городских улиц и площадей, садовых и парковых дорожек и разноплановых функциональных зон из простого ремесла давно уже превратилось в настоящее искусство. Дорогу осилит идущий, а идущий по красивой дороге сделает это красиво. А красота, как известно, спасёт наш прагматичный мир. Значит, всё закономерно и нам лишь остаётся только сохранить и преумножить наследуемое великолепие дорожных одеяний на благо своё и тех, кто придёт после. Построй свой дом, посади дерево, вырасти ребёнка – вымости свою дорогу!


Перейти на сайт питомника
Отель Борвиха Сад на берегу залива Сад с водопадом Работа с рельефом Усадьба в сосновом бору Солнечная поляна Работа с рельефом Удивительный сад Удивительный сад Посадка растений Водные устройства Уютный садик Сад на берегу залива Водные устройства